Поиск авто: расширенный поиск

UAH
USD
EUR
Мика Хаккинен: "Ты должен сделать все, чтобы победить!"

Мика Хаккинен: "Ты должен сделать все, чтобы победить!"

Десять лет назад двукратный чемпион мира Мика Хаккинен готовился к началу своего 11-го сезона в Формуле 1… В интервью сайту F1 Fanatic Мика вспоминает о гонках тех лет и рассказывает о своей нынешней жизни…

Вопрос: Время летит быстро: минуло уже десять лет, как вы закончили выступать в Ф1 – чем занимались после этого?
Мика Хаккинен: Время действительно летит, это правда. Когда я вспоминаю все эти годы, такое ощущение, что все было только вчера.

Когда ты выступаешь в Формуле 1, твоя жизнь очень плотно связана с этим спортом. Ф1 занимает 24 часа в сутки. Здесь нельзя прийти в офис утром, а вечером уехать домой. Невероятно, но в Формуле 1 необходимо на все 100% отдаваться работе.

А за последние десять лет произошло немало событий. Я жил семейной жизнью, у меня родилось трое детей, так что было интересно. Конечно, случались тяжелые моменты, но были и моменты весьма позитивные, – но это жизнь.

Я три года выступал в DTM за Mercedes. Мне пришлось соревноваться с молодыми ребятами, и было интересно понять их менталитет, видеть, как они самозабвенно трудятся. Кстати, там были и девушки, не только парни.

Вопрос: Вы говорите, что в годы выступлений в Формуле 1 ваш жизненный график был очень интенсивным. Сначала вы решили сделать перерыв в карьере, а потом вообще расстались с Ф1 – когда вы впервые приняли эти решения?
Мика Хаккинен: Если честно, вряд ли можно точно ответить на этот вопрос. Скажем так, моя карьера в Формуле 1 складывалась очень непросто. Разумеется, надо вспомнить аварию 1995-го года, ведь после этого мне приходилось прикладывать больше усилий, чем другим гонщикам, чтобы добиваться высоких результатов.

Я не мог продолжать карьеру в Ф1 так долго, как другие. Но при этом я добился того, чего хотел. Однако мне пришлось остановиться на четыре или пять лет раньше других, поскольку я был полностью истощен. У меня было чувство, что в физическом и психологическом плане я действую неправильно и по отношению к самому себе, и по отношению к команде, поэтому пришло время уступить место молодому гонщику.

Таким было мое решение. Если честно, все началось после той аварии. Знаете, это произошло не напрямую, но что-то изменилось в моем сознании, хотя и после 1995-го года я все еще следовал своей мечте и стремился стать чемпионом мира, все для этого делал и продолжал бороться.

Однако, как только достиг цели, сразу подумал: «Дело сделано». Постепенно я начинал понимать, что моя жизнь, спорт, которым я занимался, уже дали мне очень много, и я больше не хочу выходить на лед, чтобы проверить его на прочность. Мне уже было знакомо чувство, которое ты испытываешь, когда он проваливается. 

Вопрос: Вы сказали, что спорт дал вам очень много: в какой период карьеры вы получали максимальное удовольствие?
Мика Хаккинен: Очень хороший вопрос. Каждый год был особенным. Автогонки стали для меня отличной школой, я узнал то, что нельзя усвоить из книг или узнать в университете. И то, и другое очень полезно, но именно Формула 1 дала мне возможность постичь и повседневную жизнь, и мир бизнеса.  

Если же вы хотите знать, какой год можно как-то выделить, я бы назвал 1997-й – это был фантастический сезон.

Вопрос: Год вашего прорыва?
Мика Хаккинен: Да, поэтому я могу сказать, что это был отличный год. Но можно вспомнить и более далекий 1994-й, – тоже удивительный чемпионат.

Однако каждый сезон был по-своему удивителен. Пожалуй, каждый год я делал очередной шаг вперед, получал тот опыт, который затем позволил мне стать чемпионом. Всегда надо продолжать работать, год за годом накапливая знания. И потом, когда вы сможете собрать все это воедино и как следует настроиться – тогда вы добьетесь цели.

Но, разумеется, для этого вы должны оказаться в правильной команде – в одиночку у вас ничего не выйдет. Поэтому я благодарен судьбе за то, что выступал в такой фантастической команде, как McLaren, и вместе мы победили.

Вопрос: Кому из молодых гонщиков вы сегодня передаете свой опыт?
Мика Хаккинен: Вместе с Дидье Котоном и его фирмой, занимающейся спортивным менеджментом, я опекаю Валттери Боттаса. Он – резервный пилот Williams F1, и в этом году будет выступать в серии GP3.

Очень люблю делиться опытом. В ходе карьере мне тоже помогали великолепные менеджеры – Дидье Котон, Кеке Росберг и его сестра. Однако вы можете поддерживать гонщика и помогать ему советами, многое для него делать, но, все-таки, в итоге он должен сам всему учиться. Он должен изучать жизнь, изучать спорт и все делать правильно. Но делиться знаниями всегда приятно.

Для успешной гоночной карьеры, у нее должна быть правильная основа. Родители должны проделать необходимую работу, когда гонщик еще юн и занимается картингом. Надо, чтобы молодой человек или девушка получили необходимое образование, научились правильно пользоваться информацией.

Вопрос: Вы бы хотели, чтобы кто-то из ваших детей пошел по стопам отца, – если они пожелают стать гонщиками Формулы 1?
Мика Хаккинен: Конечно! По-моему, гонщик Формулы 1 – лучшая в мире профессия! Это тяжелый труд, но отличная работа!

Вопрос: Когда вы пришли в Lotus, а затем в McLaren, вы выполняли большой объем тестовой работы. Но сейчас молодые пилоты такой возможности практически лишены. Должна ли Формула 1 как-то решить эту проблему ради таких гонщиков, как Валттери?
Мика Хаккинен: Я бы не сказал, что это проблема, ведь каждый, кто приходит в Ф1, оказывается в такой ситуации. Повторюсь: я не думаю, что это проблема. А если где-то возникают какие-то трудности, всегда находятся пути их преодоления.

Вопрос: Если говорить о современной Формуле 1: что вы думаете о регулируемых задних крыльях? Это позитивный шаг или ненужное ухищрение?
Мика Хаккинен: Люди серьезно думали, прежде чем внедрить такое крыло. По-моему, с точки зрения гонщика, эта система должна сделать жизнь несколько интереснее. Однако, как она действительно работает, мы поймем только, когда начнется сезон.

Вопрос: Фернандо Алонсо недавно сказал, что «самым опасным соперником для него всегда был Михаэль Шумахер». Некоторых это удивило, потому что Михаэль провел непростой сезон. Вы понимаете, что Фернандо имел в виду, когда так говорил?
Мика Хаккинен: Я понимаю, что у каждого гонщика есть свое мнение, свои ощущения накануне старта сезона. Накануне сезона гонщикам всегда задают вопросы. По-моему, в начале сезона ты должен максимально сосредоточиться на своей команде. И первый соперник, кого тебе надо опередить – это твой напарник. Именно он представляет собой главную угрозу. Такова реальность. А потом уже идут остальные.
Конечно, взглянув на гонщиков, которые выйдут на старт чемпионата в 2011-м году, можно поразиться, сколь высок их профессиональный уровень. Они выполняют огромную физическую работу, работают с командой, показывают отличные результаты на трассе, обладают техническими знаниями, участвуют в рекламных кампаниях – список очень длинный.

Я бы не стал выбирать какого-то одного гонщика и говорить – «он представляется собой главную угрозу». Конечно, у меня есть опыт соперничества с Михаэлем, он удивительный человек, способный напряженно работать и не сдаваться даже тогда, когда ситуация складывается не в его пользу. Шумахер атакует, пока не добьется результата: это он демонстрировал во всех категориях, в которых выступал.

Перед первым Гран При сезона у нас уже будет представление, кто поедет быстро, а кто – нет. Но это зависит не только от самого гонщика, но и от команды.

Вопрос: Михаэль когда-то был вашим соперником, поэтому сейчас очень забавно видеть вас вместе в одном рекламном ролике…
Мика Хаккинен: Мы разговаривали с Михаэлем, вспоминали прошлое, говорили о будущем. Было приятно: я чувствовал, что сейчас, когда он решил вернуться в Формулу 1, у него очень серьезный настрой.

Да, было весело вместе с ним сниматься в рекламе, где я его обгоняю. Нам обоим понравилось. В этом ролике есть юмор, люди могут посмеяться над прошлым.

Но когда мы выступали в гонках, это было по-настоящему жесткое соперничество. Однако, все-таки, Формула 1 ? всего лишь спорт, и когда мы снимались в этой рекламе, то получили удовольствие. В жизни всегда должно быть место для шуток, потому что без этого не выжить. Надо учиться смеяться и получать удовольствие.

Вопрос: Себастьян Феттель в прошлом году ездил на замечательной машине, созданной Эдрианом Ньюи, но и вы выигрывали чемпионаты на его машинах. Что делает их особенными? Чем они отличаются от других?
Мика Хаккинен: Как бы это сказать… По-моему, Эдриану удается все продумать до мельчайших деталей. Именно поэтому ему удалось создать машину, которая оказалась быстрее всех остальных.

На самом деле, я не могу объяснить. В свое время я ездил на разных машинах, и знаю, что у других конструкторов тоже была свобода творчества. Однако именно Эдриан мог заставить каждую деталь машины работать на конечный результат.

Шасси, которые он строил для меня в 1998-2001 гг., были просто великолепными. Мы плотно сотрудничали, вместе анализировали результаты, смотрели, сколь велика прижимная сила, которую развивает машина. Он понимал, на каком языке говорят гонщики, понимал, что я хочу до него донести, что мне нужно.

Вопрос: Что вы испытали, когда впервые сели за руль McLaren MP4-13, машины 1998-го года? Вы осознали тогда, что на ней можно выиграть чемпионат?
Мика Хаккинен: О да, это было невероятное чувство. Впервые выехав на ней с пит-лейн, я работал рулем, переключал передачи и думал: «Это же то, что надо!» Я все понял еще до первого поворота. Нажав на газ, сразу почувствовал, сколь высок уровень сцепления колес с асфальтом и насколько интенсивен разгон.

Хотелось прыгать по пит-лейну и кричать: «Моя машина – самая лучшая!» Но этого нельзя было делать! Команда должна сохранять спокойствие, да и ты понимаешь, что сезон длинный, и соперники будут догонять тебя, даже если у вас самая лучшая машина. Поэтому приходилось сдерживать эмоции и продолжать работать, стараясь сделать машину еще быстрее.

Эдриан и вся команда McLaren, инженеры и механики, предоставили мне отличную технику. Но для того, чтобы выиграть чемпионат, надо учесть очень многое, все элементы должны быть на своих местах – одной лишь скорости недостаточно. И здесь очень многое зависит от гонщика, его роль становится еще важнее, и ты должен по-настоящему серьезно работать.

Когда выпадает шанс стать чемпионом мира, – это твой единственный шанс. Возможно, если ты его упустишь, другого никогда не будет. И ты должен сделать все, чтобы победить… 


Источник: F1News.Ru
Ключевые слова: Новости автоспортаFormula 1
Добавить в избранное